Все самое интересное

2leep.com

среда, 22 февраля 2012 г.

Как снимали Терминаторов

   В нынешние времена, когда компьютеры стали еще мощнее и доступнее, нарисованные спецэффекты стали наилучшим решением для зрелищных фильмов. Но как могло случиться, что одни из лучших фильмов со спецэффектами появились на свет, когда ни о какой реалистичной графике еще не было и речи?

                                                               

                                               Терминатор


'На съемках Терминатора  Просто удивительно, какими талантом и смекалкой нужно было обладать спецам 80-х, чтобы выдать на экран зрелище, которое и в наши дни воспринимается как по-настоящему завораживающее! Не будет преувеличением сказать, что спецэффекты тех лет, нетронутые компьютерной графикой, впечатляли не меньше, а порой и больше современных…

Модель терминатора
Один из самых лучших фильмов всех времен – «Терминатор», вышедший в 1984-м году, был самым настоящим фильмом категории «В» - то есть, второсортным и низкобюджетным по определению. Оказавшись абсолютным шедевром, он не только попал в самую что ни на есть высшую категорию, но и стал вехой и легендой, а своего создателя вознес «на вершину мира». И немалую роль в успехе сыграли именно спецэффекты – смелые и новаторские, они произвели огромное впечатление на всех.
Шварценеггер со своим манекеном
Компания «Орион Пикчерз» выделила молодому режиссеру всего-навсего 4 миллиона долларов, но благодаря тому, что в проект удалось заполучить звезду «Конана» Арнольда Шварценеггера, Камерон выбил дополнительно еще два. Примечательно, что в бюджет удалось уложиться почти без перерасхода – режиссеру потребовалось не больше полумиллиона на «непредвиденные расходы».
Перед Камероном стояла очень непростая задача: на считанные центы снять не просто динамичный боевик (что само по себе было не так-то просто), но и показать, ни много ни мало, робота из будущего, и даже сам постапокалиптический мир, переживший атомную войну.
Миниатюрные модели
Все помнят знаменитые сцены мрачного будущего, когда огромные гусеницы давят черепа, покрывающие пустырь с торчащими кое-где руинами. От идеи создать огромного робота в натуральную величину на основе бульдозера отказались сразу: на одну эту конструкцию ушел бы весь скромный бюджет. Оставалось одно: миниатюра. Камерону повезло с помощниками: к его услугам была студия по созданию спецэффектов Fantasy II, где трудилось немало отличных специалистов, мастеров своего дела.
Создание миниатюр
Примечательно, что для того, чтобы уложиться в сроки, съемки велись авральными темпами – так, гусеничная тележка робота-танка (он был размером чуть больше газонокосилки) попала в фильм, когда верхняя часть механизма еще не покинула мастерские. Общий план, на котором робот был виден целиком, был снят позднее – когда сложная верхняя часть с радиоуправляемыми пушками была полностью готова.
Съемки постапокалиптического мира
Сами руины были построены на дощатой платформе размером 5 на 3 метра, чуть меньше метра высотой. Чтобы сымитировать большую протяженность пространства, на некоторых планах декорации были таких размеров, чтобы создать видимость их большой удаленности от зрителя – так, черепа на переднем плане (те, которые давит непосредственно гусеница), были размером чуть меньше мяча для пинг-понга, а те, что на заднем плане – с горошину!
Съемки остовов зданий
Остовы зданий «на горизонте» были высотой сантиметров десять (это были просто картонные силуэты), и чтобы создать видимость большой толщи воздуха, отделяющей их от зрителя, использовали равномерное задымление с помощью окуривателя для пчел на древесном угле. В студии не было кондиционера, из-за осветительных приборов температура не опускалась ниже 30 градусов… Съемочная группа безропотно дышала дымом целый месяц.
'Модели летающих охотников
С летающими «охотниками» было много проблем из-за того, что они постоянно норовили раскачиваться на струнах от рояля, на которых были подвешены к раме, движущейся под потолком, так что все сцены, вошедшие в фильм, снимались по меньшей мере с двух десятков дублей. Напряжение усугублялось тем, что Камерон абсолютно точно знал, как должна была выглядеть та или иная сцена, и если не получалось именно то, что он задумал, с точностью до миллиметра – режиссер не дрогнув заставлял делать новый дубль, а потом еще и еще... Так продолжалось до тех пор, пока не получалось идеально. Может, именно поэтому Терминатор получился таким мощным фильмом.
Граната под гусеницей
Граната, которая падает под гусеницу танка, была размером с колпачок от авторучки, а ее падение снималось со скоростью 120 кадров в секунду. В итоге ее бросали 26 раз подряд до тех пор, пока не получился нужный кадр. После был план со взрывом, который отсняли с помощью пиротехнического патрона, срабатывавшего одновременно с оранжевыми лампами-вспышками – именно они придают огню оранжевый цвет, поскольку на самом деле цвет взрыва пиропатрона – белый. Кроме того, в оранжевом свете облако пыли, возникшее при взрыве, выглядело, как «огненный шар» - именно то, что требовалось.
Взрыв миниатюрной модели, спроецированный на экран
Отдельного упоминания заслуживает технология съемок актеров одновременно с огромными машинами на заднем плане: для создания эффекта присутствия за спинами людей был натянут огромный экран, такой же, как в кинотеатре, и на него проецировались кадры с роботами, или же со взрывающимся грузовиком (он тоже был маленьким макетом). В итоге быстро движущиеся миниатюрные модели, снятые с трех-пятикратным ускорением при сильном приближении, создавали на редкость убедительную видимость того, что рядом с людьми действительно движутся крупные объекты.
Взыв миниатюрной модели грузовика
Взрыв грузовика был очень ответственной сценой, одной из важнейших в фильме. Камерон хотел взорвать настоящий грузовик, но не смог получить разрешение на взрыв на улице Лос-Анджелеса, а между тем для него было очень важно, чтобы грузовик взорвался не на пустыре, а именно на городской улице, рядом со зданиями. Строить макет целого дома было неподъемной задачей для крошечного бюджета, поэтому за дело снова взялись мастера миниатюр.
Изготовление модели
На автостоянке в Бербанке была построена стена дома в одну шестую натуральной величины, рядом с которой установили таких же размеров маленький бензовоз. Задача усложнялась тем, что после взрыва должны были получиться (хотя бы приблизительно) такие же обломки, которые попали в кадр при съемках настоящей горящей кабины, потому что эта сцена снималась первой, десятью днями ранее.
У модели грузовика отрывается колесо
И вот модель была установлена, камера включена, и случилась катастрофа: трос, за который тянули модель, дернули так сильно, что оторвали переднюю ось, в итоге машина почти не сдвинулась с места, но пиропатроны сработали и цистерна взорвалась. В фильм такой кадр нельзя было воткнуть при всем желании – ведь грузовик должен был по сценарию ехать, и все колеса должны были быть на месте…
Еще одна модель грузовика
Так погибла первая модель, и двухнедельный труд мастеров-моделистов был погублен начисто. В спешном порядке приступили к изготовлению новой модели. Кажется невероятным, но она была готова всего через… 2 дня!
Сложнейшей задачей стало создание робота – человекоподобного механизма, который, однако, не является человеком, но при этом он должен был правдоподобно двигаться и взаимодействовать с окружением, да так, чтобы у зрителя создалась полная иллюзия реальности происходящего на экране. Для середины восьмидесятых еще та задачка! Вдвойне удивительно, как Камерону удалось создать всепоглощающую атмосферу, которой позавидуют многие современные блокбастеры, стоившие больше сотни миллионов долларов и под завязку напичканные совершенной компьютерной графикой!
Джеймс Камерон и Стэн Уинстон
Огромная заслуга в реалистичном воплощении киборга принадлежит Стэну Уинстону, опытному специалисту по спецэффектам и владельцу собственной независимой студии, который к тому времени уже удостоился нескольких наград за свои достижения (в том числе престижной «Эми» за телефильм «Горгулья» и даже номинации на «Оскар»). Именно Стэн создал того самого металлического монстра, от вида которого перехватывало дух у миллионов зрителей по всему миру. Перед мастерами по спецэффектам встала неимоверно трудная проблема, многие из решений были применены впервые в мире, так что создатели нередко двигались наощупь, действуя путем проб и ошибок.
Робот
Сам Камерон сначала хотел сделать все сцены с Терминатором с помощью покадровой кукольной анимации, но Стэн убедил его использовать «смешанную технику» - там, где киборг идет и виден во весь рост – он будет анимированной миниатюрой, там, где стоит, или где виден не полностью – это будет полноразмерная кукла. Так и было сделано.
Дуглас Бресуик
Для покадровой анимации использовалась полуметровая кукла работы Дугласа Бесуика, подобная тем, что используются в кукольных мультфильмах. Именно с ней сделаны сцены, в которых киборг выходит из огня и шагает по коридору.
Питер Клейноу
Аниматор компании Fantasy II Питер Клейноу сделал в общей сложности восемь таких роликов. Непросто было добиться согласованности движений анимированной куклы с движениями макета в натуральную величину – специалисты работали в тесной связке с Камероном и Уинстоном, чтобы добиться той хромающей походки, которая была у Терминатора в фильме (он подволакивал ногу из-за повреждения, полученного после столкновения с грузовиком).
Одна из моделей киборга
Все куклы Терминатора изготовлены в студии Стэна Уинстона. Их было несколько: первая – с почти нетронутым лицом, использованная для съемок вырезания глаза в гостиничном номере. Для большей похожести силиконового манекена на живого актера Шварценеггеру на лицо нанесли грим, придающий коже мертвенно-синюшный оттенок, и дополнительно обрызгали его водой из пульверизатора.
Стэн Уинстон и Шварценеггер
Эти нехитрые приемы отлично сработали: сам Арнольд неоднократно говорил, что путал себя с манекеном пять или шесть раз при просмотре отснятого материала, так же обманывались и другие. Стэн Уинстон проделал потрясающую работу.
Глаз Терминатора
Снятые крупным планом глаза робота были сделаны с помощью деталей от кинокамер, а именно – линз с кольцевыми диафрагмами, которые позволяли получить расширяющийся и сужающийся красный «зрачок».
Процесс изготовления манекена
Проблема заключалась в том, что объектив кинокамеры в несколько раз больше человеческого глаза. Из положения вышли просто: построили еще один макет – с фрагментом большого «лица», так, чтобы в кадре размер «зрачка» примерно соответствовал размеру обычного глаза.
Искусственная рука
Для той же сцены в отеле была изготовлена механическая рука, которая была «привязана» к плечу сидящего Шварценеггера. Ею управлял оператор, сидящий под боком актера и дергавший за металлические тяги, которые видны сквозь разорванную кожу робота.
еще один манекен терминатора
Еще одна кукла – уже с сильно ободранным лицом, «играет» после того, как киборга по сценарию сбивает грузовик. Она была целиком изготовлена заново согласно наброскам самого Камерона (в его концепте именно этот образ занимал одну из главных позиций).
Шварценеггер в гриме
При съемках же Шварценеггера использовался специальный грим – накладка, изображавшая порванную кожу и просвечивающий металлический череп – она вполне годилась для съемок на некотором удалении. Грим выглядел значительно лучше, чем многие ожидали. Но искусство требует жертв: на протяжении пяти недель Арнольд ежедневно был вынужден просиживать около трех часов в гримерной – и это не считая съемок всех остальных сцен, для которых грим тоже был обязателен. За время съемок «Терминатора» он гримировался в общей сложности шесть суток!
верхняя часть терминатора
Терминатор, полностью «очищенный от плоти» снимался «по частям» - сначала отсняли движения одного торса киборга, который стоял на плечах у кукловода Шейна Мэхана – таким образом походка человека заставляла манекен в кадре совершать естественные колебания, как если бы робот шагал собственными ногами. Это была идея Уинстона. Кстати, Терминатора, сидящего на плечах кукловода, снимали с пола, именно поэтому камера направлена снизу вверх – общий рост робота составил почти два с половиной метра! Тогда же торс робота с серьезными доработками в виде свисающих проводов и добавленных полностью функционирующих рук сняли в сцене, где он преследует Сару внутри гидравлического пресса.
съемки терминатора
Но в сцене, где Терминатор идет по двору от горящего грузовика, требовалось, чтобы рост киборга соответствовал деталям обстановки (в то время как на плечах кукловода он получался слишком высоким). И тогда Терминатора решили поставить на импровизированные носилки – куклой управляли одновременно четыре человека – один нес носилки спереди, другой сзади, еще два – поочередно дергали за веревочки руки киборга, чтобы они двигались в такт ходьбе.
терминатор
Иногда к группе присоединялся пятый человек, который управлял движениями головы, которая крутилась вправо-влево, и движущимися деталями спины (что-то вроде лопаток). При этом все должны были работать в едином ритме, да еще и имитировать хромающую походку! Неудивительного, что съемки одной этой коротенькой сцены потребовали три десятка дублей. Кстати, тот же манекен снимается в сцене, когда он поднимается из-под обломков горящего бензовоза. Ног у него нет, но они и не понадобились.
Потом этот же робот снова был доработан, получив ноги – сам ходить он не мог, но мог вполне реалистично стоять и двигать руками и головой, а также приседать. Руки и ноги, которые появляются в кадре крупным планом, были сделаны отдельно, поскольку требовали дополнительного кропотливого управления.
модель терминатора из полиуретана
Был и еще один Терминатор – тот самый, что разлетелся на части при взрыве. Он был изготовлен из полиуретана и покрашен «под металл» - железная кукла просто не разлетелась бы на куски так, как задумал режиссер. Кроме того, металлические детали запросто могли нанести увечья людям на съемочной площадке.
Первый «Терминатор» вообще был славен тем, что делался часто вообще без разрешения на съемки, так что Камерону постоянно приходилось улаживать отношения с полицией и встревоженными обывателями. Однажды (при съемках финальной сцены, в которой Сара уезжает в джипе навстречу неизвестности) Камерон даже соврал полицейскому, что они работают над дипломной работой для сына одного из членов съемочной группы, и только так избежал проблем с законом. А при съемках сцены, в которой Арнольд выбивает стекло у автомобиля, местные жители вызвали полицию, заявив, что «какие-то отморозки средь бела дня пытаются угнать машину». Их не смутило даже присутствие оператора с кинокамерой…


                                      Терминатор 2




терминатор Т800
«I'll be back»
Я вернусь! Крылатая фраза из первого фильма, которая стала одной из главных киноцитат в истории, прозвучала не просто так. Он ушел, но обещал вернуться. И вернулся-таки! По мнению многих, в самом успешном сиквеле за всю историю кино.
Режиссерский талант Камерона, похоже, только креп с годами. Само собой, получив в свое распоряжение в десятки раз больше ресурсов, и технологии, сумевшие значительно продвинуться за время, прошедшее со съемок первой части, Джеймс просто обязан был выдать такое зрелище, равного которому еще не было на свете. Так оно, в конечном счете, и вышло.
терминатор
Продолжения ждали как манны небесной. Его ждали уже на следующий день после премьеры первого фильма в 84-м. Его ждали и на следующий год. На самом деле о продолжении заговорили сразу после выхода «Терминатора» на экраны – когда всем стало ясно как день, что это потрясающее зрелище от талантливых создателей, и что от него невозможно оторваться на протяжении всего просмотра. Джеймса буквально замучили вопросами о том, когда же наконец он начнет снимать вторую часть. Так что появление «Судного дня» было всего лишь вопросом времени. О скором начале съемок объявили сразу после премьеры первого фильма (заявленный бюджет 12 миллионов). На деле все вышло значительно круче.
роберт патрик
Когда команда собралась вновь, в нее вошли многие старые знакомые, которые и сделали оригинального «Терминатора» столь выдающимся. Под крылом Камерона снова оказались оператор Адам Гринберг, неподражаемый мастер спецэффектов Стэн Уинстон, и конечно же, Арнольд Шварценеггер и Линда Хэмилтон. «Терминатор 2» должен был показать знакомые образы, столь полюбившиеся зрителям в восьмидесятых, а еще привнести много нового, свежих и оригинальных моментов, от которых должно было прямо-таки захватывать дух!
на съемках второго терминатора
Фильм и впрямь получился масштабный – в отличие от сделанного за считанные центы первого "Терминатора", это был дорогущий проект первоначальной стоимостью 75 000 000 долларов (в процессе съемок бюджет разросся более чем до ста миллионов!), в котором было занято больше тысячи человек, день и ночь трудившихся в течение полугода – и это не считая работы над спецэффектами, занявшей почти год. В то время это был самый дорогой кинопроект в мире – первый фильм в истории стоимостью более ста миллионов.
камерон и актеры
«Чем более фантастична ситуация, тем реалистичнее она должна выглядеть» - это была главная идея Камерона. Так что спецэффекты должны быть не просто образцовыми – революционными, такими, каких зритель до сих пор еще не видел нигде и никогда. Воистину, Камерон недаром имеет славу режиссера, который раздвигает рамки возможного. Но за это приходится платить свою цену: порой создание фильмов этого автора становится для всех участников настоящим испытанием.
эдвард ферлонг
Отдельного упоминания заслуживает Эдвард Ферлонг – парень, которого отобрали из более чем трехсот претендентов на эту роль. Сперва роль предложили Чарли Корсмо, и даже Камерон был не против этой кандидатуры, но Чарли отказался из-за того, что уже начал сниматься в фильме «А как же Боб?» (сгинувшем в пучине забвения, кстати). Это было к лучшему: директор по кастингу Мэли Финн в поисках нового претендента совершенно случайно наткнулась на площадке спортклуба в Пасадене на мальчишку, который играл в бейсбол с одноклассниками, и подходил на роль Джона куда лучше Корсмо. Как только Камерон увидел Ферлонга, он без раздумий утвердил его на съемки. Для Эдварда началось нелегкое время.
ферлонг на мотоцикле
За месяцы подготовки к съемкам ему пришлось провести много часов в спортзале, где его готовили к предстоящему изматывающему графику, еще он брал уроки актерского мастерства, а кроме того, научился у мастеров по мотокроссу водить мотоцикл, и спустя короткое время уже носился во весь опор по гоночной трассе за рулем спортивной «Хонды». Неплохо, учитывая то, что до «Терминатора» парень даже близко не подходил к мотоциклу - а кадре он управляется с ним очень уверенно. Примечательно, что съемки никак не повлияли на учебу Эдварда – он продолжал проходить школьную программу и даже делать уроки.
батальная сцена
Съемки начали с пустыни недалеко от Лос-Анжелеса – именно там были сняты кадры с бегущими среди руин солдатами и опрокидывающимся пикапом, в кузове которого установлен пулемет. Позднее отснятый материал совместят со съемками миниатюрных моделей летающих роботов и роботов на гусеничном ходу. Потом на полученные кадры с помощью компьютерной анимации накладывались лучи лазеров и дым, и в итоге получалась полная иллюзия битвы людей с огромными механизмами.
роботы
Эти сцены были в целом сделаны таким же образом, как и сцены из первого «Терминатора» - за тем лишь исключением, что все стало более продвинутым, сложным и навороченным. В кадре теперь были одновременно два гусеничных TX и летающий «Охотник», подвешенный на струнах. Так же, как и прежде, модели снимались с двойным ускорением, а потом при съемках людей на поле боя получившиеся кадры проецировались на огромный экран на заднем плане. Все было еще более плавным и реалистичным, чем раньше. Кроме того, добавили множество деталей, нарисованных на компьютере.
работа над спецэффектами
Над спецэффектами работали старые знакомые из «Fantasy II» (сцены боев будущего с использованием моделей плюс модель грузовика с цистерной, которые опрокидываются в конце), компания "4-Ward Production" (обладатели двух «Оскаров» Роберт и Деннис Скотаки отвечали за сцену ядерного взрыва), а также фирма Джорджа Лукаса «Industrial Light and Magic», обеспечившая революционную компьютерную графику, лучшую в мире на то время. И в тесной связке со всеми этими фирмами (и добрым десятком фирм поменьше) работал гуру спецэффектов Стэн Уинстон и его студия.
батальная сцена из фильма терминатор 2
«Эндоскелеты, которые мы снимали во втором «Терминаторе», были, по существу, точно такими же, как робот в первом фильме, дизайн не изменился, да и не мог измениться – роботы-то по сценарию те же самые… Но мы сделали их значительно более совершенными, более продвинутыми. Т-800 невероятно натуралистичен, он больше может, в нем «больше жизни» - вспоминал Стэн Уинстон. И хотя в новом фильме металлические остовы машин-убийц появляются только на поле боя, и им отведено куда меньше времени на экране, чем эндоскелету из первого фильма, они вышли просто безукоризненными. Все их плавные движения – не анимация, это на самом деле потрясающе изготовленные и управляемые манекены.
Но в этом фильме Стэн и его команда столкнулись с еще более серьезным вызовом, чем раньше – если до того им приходилось копировать в виде манекена только Арнольда, то теперь свое воплощение в виде сложнейших кукол в натуральную величину получили и Роберт Патрик, и Линда Хэмилтон, а кроме того – еще и актер, игравший полицейского, убитого «выросшим из пола» Т-1000. И во всех случаях манекены были столь реалистичными, что их можно было запросто перепутать с живыми актерами!
извлечение чипа из головы терминатора
Это – копия Шварценеггера в сцене с извлечением из головы Т-800 компьютерного чипа (режиссерская версия фильма). Терминатор сидит перед зеркалом, Сара достает из его головы чип, в то время, как Джон светит ей люминесцентной лампой.
двойники шварценеггера и линды
Эта сцена интересна тем, что в ней не было никакого зеркала – «зазеркалье» на самом деле – настоящее помещение по ту сторону стекла, где находятся Арнольд и… сестра-близнец Линды Хэмилтон по имени Лесли, в точности копирующая все движения «оригинала». На переднем же плане – манекен, рядом с которым сама Линда. Лесли выглядит в точности так же, как сестра, она появится и в других сценах – например, в конце фильма, когда Т-1000 имитирует внешность Сары, чтобы подманить Джона. Эта сцена присутствует в театральной версии, и она одна из самых впечатляющих... А еще Лесли играет молодую Сару на детской площадке, как раз перед ядерным взрывом.
близнецы
«Настоящая» Сара Коннор с дробовиком наперевес – это не Линда (Линда держится за крюк на переднем плане). На заднем же плане - Лесли. Она появляется в кадре на считанные секунды, но никакой графики – их на самом деле двое и они похожи, как две капли воды.
близнецы
И это тоже близнецы! Братья Стэнтоны сыграли незадачливого охранника психиатрической лечебницы, и жидкого Терминатора, принявшего его облик. Одного брата зовут Дон (коп), другого – Дэн (Т-1000), и их не может различить даже родная мама. Но вот в момент протыкания глаза в кадре – уже манекен (и великолепно сделанный!)
манекен
Кукла так классно выполнена, что, как ни пытайся, в кадре ее невозможно отличить от человека.
сцена с манекеном
Безукоризненная, невероятно убедительная сцена.
манекен шварценеггера
А вот и еще один впечатляющий «двойник» Арнольда – он появляется в сцене после взрыва в здании «Cyberdyne Systems», когда Терминатор шагает по вестибюлю навстречу ураганному огню. Студия Стэна Уинстона сделала замечательный поясной манекен, который в точности повторял Арнольда Шварценеггера, но имел под силиконовой «кожей» металлический череп Терминатора.
шагающий манекен терминатора
Манекеном управляли два кукловода, один из которых отвечал за движение вперед всей конструкции, а другой – за мелкую моторику (движение головы и глазных яблок). Актер и эта кукла были удивительно похожи, и известный шутник Арнольд развлекал всю съемочную группу веселыми монологами, обращенными к своему «дублеру».
арнольд разговаривает со своим манекеном
«Эй, ты чего такой скованный? Расслабься приятель, это всего лишь кино! Что? Ты говоришь, тебе не платят за твою работу ни цента? Не беспокойся, я получу гонорар за нас обоих!» При этом кукловод подыгрывал Арни, управляя куклой, изображавшей искреннее возмущение.
арни режет руку
У Арни были дублеры не только «во весь рост» - к примеру, в сцене в особняке Дайсона, где Терминатор демонстрирует изумленному ученому свою искусственную сущность, снималась механическая рука, присоединенная к плечу актера. Сначала Арни «режет» свою натуральную руку (на самом деле просто проводит по ней лезвием, через щель в котором сочится краска)…
железная рука
…а потом срывает кожу, обнажая металлический каркас. Все очень натуралистично, и только блик на бицепсе выдает силиконовую кожу. Стэну Уинстону поступали сотни заявок от инвалидов с просьбой сделать им такую же штуку, и ему пришлось отвечать людям, что это всего лишь реквизит, и в качестве протеза использоваться не может при всем желании – хотя бы потому, что для управления рукой требовались слаженные действия двух кукловодов за спиной Арнольда…
А вот и манекены Роберта Патрика, «злого» Терминатора. Если не считать неуклюжей куклы за рулем грузовика в момент его столкновения с опорой моста, и недоразумения, болтающегося на заднем бампере машины, на которой герои убегают из психиатрической клиники, эти конструкции просто невероятно продвинутые и впечатляющие. Неудивительно: их автор Стэн Уинстон.
разрубленная голова т1000
«Расщепленная голова» отлита из силиконового состава и надета на конструкцию с сервоприводами, которые позволяют концам «обломков» изгибаться.
создание разрушенно головы терминатора т1000
Эта голова находилась на плечах искусственного торса, руки с крючьями тоже снабжены сервоприводами.
дублер
Расстрелянный в упор из автомата Т-1000, сидящий за рулем грузовика – это манекен с лицом и грудью, заранее испещренными воронками от попадания автоматных пуль. Видно, что у него нет шеи – только тонкий шарнир.
замерзший терминатор
Т-1000, окоченевший в жидком азоте. Качество исполнения просто поражает, как и скульптура, отлитая из хрупкого полимера, и рассыпавшаяся после легендарного «Hasta la vista, Baby!»
манекен роберта патрика
Прямое попадание в глаз из дробовика – заряд проходит навылет. Еще один двойник Роберта, и он умеет удивленно моргать уцелевшим глазом.
падение терминатора
Т-1000, разорванный гранатой, попавшей ему в живот, за секунду до падения… на руки ассистентов режиссера.
пожар
Линда Хэмилтон тоже получила дублершу – да не одну, а несколько! Первая – кукла с сервоприводами, которая вспыхивала и корчилась, объятая пламенем, у сетки ограждения.
манекен Линды
Этот манекен, разинувший рот в отчаянном беззвучном крике, наводил жуть не только на всех, кто работал с ним на съемочной площадке, но и на самих создателей. Для Камерона было чрезвычайно важно, чтобы сцена получилась по-настоящему реалистичной и пугающей, поэтому на короткий эпизод было потрачено огромное количество времени и средств, прежде чем режиссер получил-таки образцовые кадры.
манекен для съемок горящей сары коннар
Съемки осложнялись тем, что кукла должна была гореть, а это означало, что у создателей не было возможности сделать несколько дублей – все должно было получиться с первого раза. К счастью, обошлось без неожиданностей – механизмы сработали как надо, и охваченная огнем Сара Коннор «погибла» максимально жутко и естественно… Все хорошо помнят эти кадры, от которых становится не по себе.
съемки горящей сары
Примечательно, что Сара, которая вспыхивает, и Сара, которая цепляется за забор – это две совершенно разные куклы.
горящий манекен
У создателей не было возможности заставить манекен вцепиться руками в сетку в процессе съемки, поэтому отдельно была снята кукла, которая горит, не держась за ограждение, и отдельно – та, что держится за него.
двойник линды
Третий «двойник» Линды – молодая Сара, пытающаяся защитить маленького сына на игровой площадке. Кстати, это не Линда, а Лесли – в сцене играет именно она. Как же они все-таки похожи!
скелет в огне
А вот и четвертый манекен – «теряющий плоть» при ударе взрывной волны, и остающийся в виде голого скелета. Ударная волна имитировалась с помощью пневматической «воздушной пушки», создававшей мощный кратковременный порыв ветра благодаря открытию емкости с воздухом, сжатым под большим давлением. Специальные рыхлые материалы от этого порыва отлетали от скелета, что в сочетании с замедленной съемкой создавало потрясающую иллюзию мощной взрывной волны (хотя специалисты в один голос говорили, что человеческое тело при ядерном ударе никогда так себя не поведет). Тем не менее, художественная мощь сцены бесспорна, а ее воплощение – просто безупречное…
взрывная волна
Разрушение взрывом города – верх реалистичности. Сходство с настоящими съемками взрывов ядерных бомб вышло потрясающее: даже эксперты по ядерному оружию отмечали, что эффект получился полный, и что это самое реалистичное изображение такого взрыва. Немудрено: прежде чем приступить к съемкам, мастера по спецэффектам пересмотрели несколько часов съемок испытаний ядерного оружия.
миниатюра
Для создания нужного эффекта мастерами фирмы "4-Ward Production" под руководством Стэна Уинстона были сделаны несколько масштабных моделей зданий, причем дома были тщательно склеены из тонкой бумаги на каркасе из бальзы, так, чтобы они разрушились от имитирующего взрывную волну порыва ветра, созданного той самой «воздушной пушкой». Изобретательности мастеров можно позавидовать: для достижения наилучшего эффекта разрушения они перепробовали десятки видов хрупких материалов, вплоть до крекеров и тонких ржаных хлебцев. Город разрушался и восстанавливался несколько раз подряд ради какого-то десятка планов – но они были образцовыми.
разрушение города в миниатюре
Перед съемками ответственной сцены были проведены испытания с отдельными стенами домов и моделями машин, чтобы выяснить, насколько прочными их делать, и какой силы порыв ветра создавать.
сцена с автобусом
И тем не менее, не обошлось без нескольких дублей. К примеру, при съемках автобуса, который сносит взрывной волной с автострады, первый дубль был забракован Камероном начисто: у автобуса не сорвало крышу, а это было непременным условием, которое поставил Камерон перед специалистами по спецэффектам.
срыв крыши с автобуса
Пришлось переделывать. То есть, заново строить не только сам автобус (на сей раз с более «нежной» крышей), но и легковой автомобиль рядом с ним, и кусок автострады с ограждениями и пальмами! Ничего не поделаешь: перфекционист…
Знаменитая сцена погони в каналах. Грузовик пробивает кирпичный барьер, и обрушивается на бетон с шестиметровой высоты.
набросок камерона
Первоначально Камерон хотел, чтобы грузовик был капотный – он выглядит более зрелищно. Так он и выглядел в авторской раскадровке к фильму.
грузовик
Потом Джеймс отказался от этой идеи в пользу бескапотного «Фрейтлайнера» - по слухам, из-за того, что в первом «Терминаторе» была сцена, в которой Терминатор наезжает колесом машины на похожий бескапотный игрушечный грузовичок. Получилась неплохая отсылка к первой части. Хотя скорее всего, это случайность. Если уж на то пошло, бензовоз, который взрывается в финале первого «Терминатора», куда больше похож на эту игрушку, чем «Фрейтлайнер» из второй части…
падение грузовика
Падение с большой высоты неизбежно повредило бы конструкцию машины. Так что барьер, который пробивает грузовик, перед тем, как обрушиться всей массой на дно канала, был сделан из пенопласта – чтобы не наносить дополнительных повреждений. И все равно грузовик был разбит при падении, и отправился прямиком на свалку – помимо прочего, у него разлетелся рулевой механизм, отчего одно из колес свернулось в сторону (этот момент прекрасно виден в фильме).
разрушенный грузовик
В кадре три одинаковых «Фрейтлайнера» - один падал с высоты, еще два мчались по дну канала, причем по недосмотру у этих последних выхлопные трубы были разной высоты, на что никто не обратил внимания при съемках…
погоня по дну канала
Интересный факт: сцена, в которой у грузовика сносит крышу, появилась случайно, ее не было в сценарии. Просто Камерон, прибыв на место съемок, обнаружил, что грузовик не проходит под мостом, и решил использовать это обстоятельство для создания дополнительной зрелищной сцены.
роберт патрик за рулем грузовика
Роберт Патрик на самом деле не ведет грузовик – он сидит с правой стороны, в то время, как за настоящим рулем, находящимся где положено, то есть слева (и опущенным вниз) скрывается каскадер, который и управляет машиной. Это было сделано для того, чтобы Роберт мог сосредоточиться на актерской игре, и не отвлекался на управление. На стадии монтажа картинка была перевернута зеркально, так что Роберт оказался слева, где и должен быть руль, и создалась полная иллюзия того, что Т-1000 действительно ведет грузовик.
съемка сцены погони
Эдвард Ферлонг верхом на мотоцикле при съемках крупных планов, где он должен был оглядываться на ходу, страховался при помощи специальной дополнительной тележки, прикрепленной к автомобилю с оператором, которая оберегала Эдди от опрокидывания – все-таки он был еще ребенок, и нельзя было подвергать его даже малейшему риску. Кстати, в сценах, где снимался дублер Эдварда (съемки со спины), и сам мотоцикл и каскадер крупнее 13-летнего Ферлонга.
арнольд шварценеггер и питер кент
У Арнольда тоже были дублеры, в основном в кадре мы видим самого похожего – Питера Кента. По комплекции он точь-в точь как Арни, и это он стал главным дублером Арнольда, подменив его в 14 фильмах. В «Терминаторе 2» Кент, помимо прочего, снимался в сцене с прыжком на Харлее с высокой стены.
прыжок терминатора на мотоцикле
Увы, «вживую» этот трюк выполнить было абсолютно невозможно, хотя такой вариант и рассматривался: мешала масса мотоцикла. Чрезвычайно большой и тяжелый «Харли-Дэвидсон» модели «Fatboy» (Толстяк) оправдывал свое название на все сто. 320-килограммовый огромный аппарат предназначен для чего угодно, только не для высотных прыжков: при падении он неизбежно развалился бы на части, подвергнув риску здоровье, а возможно, и жизнь каскадера.
трюк
Мы видели иллюзию: тяжеленный мотоцикл с каскадером был прикреплен к высоко натянутому тросу, который и принял на себя большую часть веса (трос потом удалили с помощью компьютера). Так что удар о землю был ослаблен раз в десять. И все равно это был рискованный трюк, потребовавший огромного мастерства и удачи (с последней не повезло – на завершающем дубле Питер упал с мотоцикла и попал в больницу с трещиной в бедре).
взрыв здания
Взрыв здания «Cyberdyne Systems» поражает воображение – здание на глазах превращается в огненный шар.
огонь
Это реально существующее двухэтажное здание во Фремонте, Северная Калифорния. Оно благополучно стоит до сих пор. Но оно не похоже на то, что было в фильме: дополнительный этаж был достроен в виде фасада, выглядевшего так же, как весь дом. Огонь из специальных емкостей с горючим составом был направлен в сторону фасада, ничуть не повредив основу конструкции, так что после съемок здание было отремонтировано и отдано под офисы. Взрыв снимали 11 камер!
сцена преследования на взлетной полосе
Сцена преследования полицейского фургона вертолетом, которым управляет Т-1000, неожиданно оказалась под угрозой срыва, когда накануне съемок выяснилось, что кто-то украл 5 километров электрического кабеля для осветительных приборов, расставленных вдоль дороги. Съемочная группа была вынуждена арендовать все провода, которые были по сторонам магистрали, для их временного использования. Это заняло 5 дней. Простой группы обошелся дороже, чем съемка всей сцены преследования. Везде воруют!
столкновение вертолета с грузовиком
Для того, чтобы снять сцену, в которой вертолет врезается в фургон, потребовалось разбить три вертолета и три фургона.
вертолет
Третий дубль и стал лучшим. Из второго дубля взяли кадр с кувыркающимся вертолетом – вот почему у него целый «нос» (в то время как в предыдущем кадре «передок» вертолета разбивается вдребезги). Геликоптер просто «не догнал» фургон в момент удара…
погоня
Потрясающе сделанная сцена с опрокидыванием цистерны с жидким азотом во дворе металлургического завода. Сначала снятый одним планом переход с пикапа на капот грузовика, выполненный все тем же главным дублером Арнольда Питером Кентом…
сцена с жидким азотом
…потом – само опрокидывание, снятое отдельно с помощью четырехметровой модели, и сцена со скольжением полноразмерного грузовика к заводским воротам. При этом грузовик, лежавший на боку на низкой тележке с металлическими колесиками, тащили два тягача, а искры получались с помощью специальных искрогенераторов, укрепленных на тележке над самым асфальтом.
модель грузовика
Масштабная модель грузовика видна не только во время сцены опрокидывания на бок, но и на заднем плане, когда мы видим Сару и Джона в пикапе за секунды до того, как он врежется в препятствие и остановится. Это – проекция на экран позади машины, а фигура Терминатора на грузовике – маленькая кукла.
ртуть
В сцене воссоединения кусочков разбитого Т-1000 использовалась самая настоящая ртуть, которую сгоняли в одну лужу с помощью промышленных фенов, в средствах спецзащиты и под бдительным присмотром «американского МЧС».
на металлургическом заводе
Великолепная сцена на металлургическом заводе была снята на заброшенном предприятии, которое к моменту съемок не функционировало лет этак десять. После получения разрешения на съемки Камерон со своей командой за каких-нибудь две недели превратил заброшенный цех в настолько правдоподобную имитацию сталелитейного производства, что рабочие, когда-то трудившиеся здесь, были совершенно уверены, что предприятие снова функционирует.
имитация раскаленного металла
Создатели спецэффектов столкнулись с тяжелейшей задачей: им нужно было создать видимость расплавленного металла, при том, что настоящий металл использовать было абсолютно невозможно по причине его огромной опасности. На самом деле в кадре был подсвеченный сироп особого состава, обладавший способностью светиться по всему своему объему.
ковш с сиропом
В сочетании с последующей регулировкой яркости и контраста картинки создавалось полное впечатление, что это расплавленный металл. Интересно, что для сохранения необходимой вязкости состава температура вокруг должна была быть не выше 5 градусов по Цельсию, так что на съемочной площадке было не жарко, а наоборот, очень холодно. Ассистенты постоянно опрыскивали актеров из пульверизатора для имитации пота, в итоге те мерзли еще больше. Но никто не жаловался!
декорации на металлургическом заводе
Движущиеся механизмы – транспортерные ленты, зубчатые колеса и прочее – были изготовлены и установлены в цехе для имитации работающего предприятия. Они получились настолько натуральными, что даже специалисты-металлурги были уверены, что снималось настоящее заводское оборудование.
компьютерная графика
Но самое потрясающее из всего, что было в фильме, то, что запомнилось миллионам людей и поразило их до глубины души – это компьютерные спецэффекты от лукасовской студии ILM. Это был не просто прорыв, а самая настоящая революция в мире компьютерной графики.
спецэффекты
До сих пор нечто подобное можно было увидеть в фильме того же Камерона «Бездна» - там, где на конце водяного столба возникает человеческое лицо. Тогда Камерон и ILM еще только «пробовали свои силы». Во втором «Терминаторе» они развернулись во всю мощь.
компьютерные спецэффекты
Компьютерная графика стоила пять с половиной миллионов долларов, и работы над ней заняли восемь месяцев – и все это ради трех с половиной минут общей продолжительности анимации (около 8 000 кадров). Специально для работы приобрели рабочие станции «Silicon Graphics IRIS Indigo», самые мощные на тот момент, и использовавшиеся только в NASA.
рабочие станции silicon graphics
Лукас потратил на новое оборудование и программное обеспечение три с половиной миллиона. Количество работников студии возросло в шесть раз – но и они не смогли уложиться в сроки, настолько трудоемким был процесс создания графики в то время. Большее количество специалистов такого уровня нанять не было возможности – их просто не существовало в природе.
сканирование лица роберта патрика
Многие вещи делали в первый раз. Так, впервые на экран было перенесено изображение живого актера, которое могло совершать движения, заданные художниками-аниматорами. Для переноса образа Роберта Патрика в компьютер актеру пришлось пережить сотни часов сканирования, в процессе которого ему нужно было, к примеру, сидеть с определенным выражением лица, не двигаясь ни на миллиметр в течение нескольких минут.
сканирование патрика
С идущим Терминатором было еще сложнее: Патрик в течение трех дней ходил в одних трусах, покрытый сеткой координационных линий, перед камерами, ловившими каждое его движение, при этом заработав бронхит. Но усилия того стоили: в конечном итоге зритель увидел нечто небывалое.
металлический человек
Очень трудоемким оказался процесс рисования достоверных отражений на теле металлического Терминатора – для этого фотографировалось все окружение фигуры, после чего полученные фотографии накладывались на объемную модель с учетом положения каждой точки поверхности тела в пространстве. В результате получилось безупречно.
жидкий терминатор
Стремление Камерона к совершенству сделало свое дело – «Терминатор 2: Судный день» не только стал колоссальным коммерческим успехом, собрав полмиллиарда долларов – он навсегда попал в сокровищницу мирового кино, как один из самых зрелищных и вдохновенных фантастических боевиков в истории. До сих пор фильмы, которые могут сравниться с ним, можно по пальцам пересчитать. Да и то авторство некоторых из них принадлежат все тому же Джеймсу Камерону…

Источник