Все самое интересное

2leep.com

понедельник, 7 мая 2012 г.

Храм Вирупакши

На протяжении многих веков храм Вирупакша является самым важным местом паломничества в Хампи. Он стоит посреди развалин многочисленных храмов бывшей столицы индуистской империи, вот уже несколько веков оставаясь одним из немногих местных культовых сооружений, всё ещё используемых для поклонения. Храм посвящён Шиве, известному здесь под именем Вирупакша — супруга местной богини Пампы, которая ассоциируется с рекой Тунгабхадрой. Другой известный храм Вирупакши находится в деревне Налагамапалле, округ Читтур, Андхра-Прадеш, приблизительно в 100 км от Тирупати.




Историю храма Вирупакша можно проследить до VII века. Самые ранние обнаруженные здесь надписи с упоминанием Шивы датируются IX — X веком. Культовое сооружение существовало на этом месте задолго до основания Виджаянагара. Некоторые части храма датируются периодом империй Чалукья и Хойсала, однако бо́льшая часть храма была построена правителями Виджаянагарской империи. Именно в этот период маленький храм превратился в большой храмовый комплекс.





В XII веке под покровительством виджаянагарских правителей начался расцвет искусства и культуры. В XVI веке Виджаянагарскя империя пала под натиском мусульманских завоевателей, которые систематически разрушали архитектурные индуистские памятники.

Культ Вирупакши-Пампы, однако, не прекратился даже после разрушения города мусульманами в 1565 году и продолжается и по сегодняшний день. В начале XIX века храм был отреставрирован, был заново расписан потолок храма и восстановлены северная и восточная гопуры.


Храмы Паттадакала, III-IXвв.Карнатака
Храм Вирупакши. Паттадакал, III-IXвв.Карнатака, Индия


Одним из самых крупных покровителей храма за всю его историю был виджаянагарский раджа Кришнадеварая. По его указанию была возведена самая изысканная храмовая постройка — центральная зала с колоннами. При нём также была возведена гопурам на входе во внутренний двор храма. Его вклад в постройку храма упоминается на каменной мемориальной доске, установленной рядом с колонным залом. В частности, там говорится что Кришнадева Рая отдал приказ построить колонный зал в 1510 году.



Храм Вирупакши является единственным в Хампи, где богослужение ведется ежедневно. Храм Виттхалы, являющийся монументом всемирного наследия, заслуживает детального осмотра. Он имеет трое ворот и состоит из компактных структурных частей. Этот храм представляет собой дар Кришнадевы Райи Хампи. Самой богато украшенной структурой здесь является павильон для специальных празднований Кальян мандап. Он орнаментирован фигурами скачущих коней, колоннами, окружен балюстрадами, опирающимися на фигуры слонов, и украшен скульптурными рельефами поразительной красоты. Небольшая каменная колесница, стоящая перед центральным храмом, представляет собой замечательный образец скульптурного искусства Виджаянагара. Все мельчайшие детали деревянной храмовой колесницы воспроизведены в камне в точности.



Первоначально её изумительно выточенные колеса могли вращаться, но сейчас они зацементированы. Главная структура храма Виттхалы со скромной башней над алтарём представляет собой музей искусства скульптуры. Её 56 великолепных колонн богато украшены изумительной рельефной работой. Эта хрупкая колоннада, стоящая спереди на огромных столпах, если по ней слегка постучать, откликается нежной музыкой, что привлекает множество любопытных. И хотя это сооружение не было завершено, оно все равно остается самым величественным в Хампи, гордостью индийской архитектуры и скульптурного наследия.



Описывая красоты Хампи, одной из величайших метрополий средневековой Индии, персидский путешественник Абдул Разак, посетивший страну в 1446 году, отметил: "Я не знаю никакого другого государства более счастливого, чем это". Чтобы понять эти слова, необходимо не просто сюда приехать, надо совершить духовное паломничество в каменистые глубины этого затерянного края. Величие руин Хампи явно свидетельствует об увлечении строительством королей Виджаянагара. В период их правления наблюдался синтез индуистско-мусульманских стилей в архитектуре. Дворец Лотос Махал и королевские бани в деревне Камлапур неподалеку являются превосходными образцами этой архитектуры.











Возникновение империи Виджаянагар стало своеобразным ответом на экспансию мусульман с севера. При этом не следует преувеличивать значение противостояния индуизма и ислама. Индусские правители часто воевали с Виджаянагаром на стороне мусульман. К тому же война мусульманских султанов с Виджаянагаром была объявлена религиозной (джихад) лишь в 1502 г., через полтораста лет его образования.

События, предшествовавшие созданию государства Виджаянагара, окутаны легендами. Известно, что в районе Анегонди появились два брата – Харихара и Букка, посланные Мухаммадом Туглаком для восстановления власти Делийского султаната. Братьев было пятеро, но трое младших сыграли меньшую роль в истории. Они были сыновьями Сангамы, именем которого названа первая династия правителей Виджаянагара. По одной версии, это была семья телугу, служившая прежде Какатьям из Варангаля. Они попали в плен, из привезли в Дели и обратили в ислам. По другой версии, братья были каннада, служили Хойсалам из Дварасамудры (Халебид), но после пленения какое-то время помогали Туглакам восстанавливать власть на Тунгабхадре. Затем они отвергли ислам и союз с Дели, создав независимое индуистское царство.


Согласно легенде, братья встретили в лесах у Тунгабхадры аскета Видьяранью, указавшего им благоприятное место для возведения столицы. Он стал главным министром трех первых правителей – Харихары I, Букки I и Харихары II, сына Букки.

Город Виджаянагар, или Видьянагар (букв. «Город знаний», возможно, в честь мудреца Видьяраньи) был основан на южном берегу Тунгабхадры на холмах, окружающих храм Вирупакши (XIII в.), построенный при Хойсалах. Вирупакша (ипостась бога Шивы) считался истинным правителем Виджаянагара, а императоры – лишь его наместниками. Город строили 7 лет, с 1336 по 1343 г.

Царство быстро росло. В 1343-1346 гг. Букка разгромил Хойсалов, которые не могли оправиться от вторжений армии делийского султана в 1311 и 1327 гг. В 1345 г. была присоединена Тулу (побережье Карнатаки). К 1370 г. была подчинена вся Южная Индия, за исключением крайнего юга и Малабарского побережья (современный штат Керала).


В 1358 г. начались войны между Виджаянагаром и Бахманидами. Они велись почти беспрерывно до распада державы Бахманидов. С переменным успехом Виджаянагар вел также войны с государствами, занимавшими Северную Андхру и Южную Ориссу, - Редди из Кондавиду и Гаджапати из Ориссы. Благодаря природным особенностям и укреплениям Виджаянагар был практически неуязвим. Его часто осаждали, но нападавшие уходили ни с чем, нередко их истребляли на обратном пути.

Период наивысшего расцвета Виджаянагара пришелся на правление Кришнадэварайи (1509-1529) из третьей династии правителей – Тулува. В это время благодаря союзу с португальцами, захватившими Гоа в 1510 г., Виджаянагар обладал почти полной монополией на торговлю через южные порты арабскими скакунами и индийским пряностями.


После смерти Кришнадэварайи титул императора перешел к его брату Ачьютарайе, а фактическая власть – к Рамарайе из рода Аравиду. Рамарайя, правивший с 1542 по 1565 г., казался еще более могущественным царем, чем все предыдущие. Он вмешивался в дела местных мусульманских султанов, сажал на престол шахов Бидара. Однако Биджапур, Бидар, Ахмаднагар, Берар и Голконда, объединив войска, 23 января 1656 г. в битве при Таликоте, в 100 км к северу от Виджаянагара, нанесли империи сокрушительное поражение. Вначале удача, казалось, была на стороне войск Виджаянагара, но когда два мусульманских военачальника Виджаянагара неожиданно перешли на сторону противника, армия оказалась неуправляемой. Это привело к поражению, почти все члены царской семьи бежали, прихватив золото и драгоценные камни, а сам Рамарайя был схвачен и принял мученическую смерть от рук султана Ахмаднагара.

Тирумала, брат Рамарайи, бежал в Виджаянагар, забрал казну (для ее перевозки понадобилось 550 слонов) и отступил в Пенугонду. Мусульмане с ходу заняли Виджаянагар, разграбили и разрушили его, убили десятки тысяч горожан. Тирумала вернул Виджаянагар без труда, но не сумел или не захотел его восстановить.




Храмовый комплекс состоит из двух дворов, вход в каждый из них через ворота с надвратной башней- гопурой. Самая большая гопура (высота около 56 м) построена в 1442 г. Если храмовый слон находится у входа, можно положить ему в хобот рупию, чтобы он благословил вас. Малая гопура построена в 1510 г. К главномя святилищу можно пройти через павильон - мандапу, резные колонны которой украшены изображениями вставших на дыбы животных.

Фрески эпохи Виджаянагара на потолке мандапы воссоздают разные образы Шивы, процессию с мудрецом Видьяраньей, десять аватар Вишну и эпизоды из «Махабхараты». Напротив металлической статуи Нандина, в маленьком святилище находится шивалингам. Вход в святилище украшен изображениями макаров – земноводных мифических животных.
Прямо за оградой главного храма с северной стороны есть еще один небольшой храм (XIII в. или ранее). Считается, что это предшественник храма Вирупакши.

Основные праздники Виджаянагара – ежегодный Праздник колесниц в храме Вирупакши (февраль) с уличными шествиями и бракосочетанием Пампы и Вирупакши, сопровождаемый барабанным боем и танцами.

Прямо над Hampi Bazaar возвышается холм Хемакута (Hemakuta Hill), где расположены храмы IX-XIV вв. Три из них относятся к стилю трикутачала («холм с тремя вершинами»), для которого характерны три святилища, объединенные общим залом. С холма, особенно с его остроконечного западного края, открывается прекрасный вид на окрестности, лучше всего выглядящие на закате солнца. На юго-восточном склоне холма Хемакута установлены две большие монолитные статуи Ганеши (XI в., 2,5 м и около 5 м).

Несколько интересных памятников сосредоточено на дороге, ведущей на юг от холма Хемакута по направлению к главной, южной, группе развалин. Первый из них – обнесенный стеной храмовый комплекс Кришны (Krishna Temple) к западу от дороги, построен императором

Кришнадэварайей в 1513 г., после завершения успешного военного похода в Ориссу. Хотя он частично разрушен, в нем есть несколько примечательных святилищ и образцов резьбы по камню.




Памятник Хампи , который чаще всего фотографируют, находится к югу от храма Кришны, за стеной. Это монолитная статуя (1528 г., высота – 6,7 м), изображающая аватару Вишну в образе Нарасимхи (Narasimha, человека-льва) с выпученными глазами и скрещенными ногами, застывшая в позе медитации.

К священному броду на реке можно попасть, выйдя из северной гопуры храма Вирупакши либо идя по тропинке вокруг большого храмового пруда мимо Shanti Ladge. Несмотря на новый пешеходный мост, лодки отчаливают отсюда, так же как они делали это пять веков назад, переправляя местных жителей на поля.

Тропинка, петляющая по деревне, ведет вниз к внушительным руинам моста, и вверх – к гиваитскому святилищу Вирабхадры (Virabhadra Mandir, 1545) на холме Матанга (Matanga Hill).

Считается, что после того как Балин сместил Сугриву с престола, Сугрива вместе с Хануманом поселился на этом холме. Поблизости произошла первая встреча Рамы и Ханумана. С холма открывается прекрасный вид на развалины Виджаянагара.

К северу от холма Матанга на берегу реки Тунгабхадра находится храм Кодандарама (Kodandarama Mandir), расположенный на месте, где Рама короновал Сугриву. В святилище можно увидеть изображения Рамы, Ситы и Лакшмана.

Далее вымощенная, обнесенная колоннами ул. Achyuta Bazaar ведет на юг к храму Тирувенгаланатха (Tiruvengalanatha Mandir, 1534) с прекрасной каменной резьбой, в том числе знаменитыми эротическими барельефами.

Вернувшись обратно на главную дорогу, проложенную среди скал, выйдем к реке, где стоит мало посещаемый храм Агни (Agni Mandir), а рядом с ним – комплекс Коталинга (Kotalinga Complex). В нем 108 крошечных лингамов высечены на плоском камне.

Дорога проходит мимо храма Нарасимхи (Narasimha Mandir, XIV в., справа) и пещеры Сугривы (Sugriva Cave, слева), где, согласно легенде, Сугрива спрятал драгоценности Ситы после ее похищения Раваной.

Подходя к храму Виттхаля, обратите внимание на гранитную арку «Царские весы» (King’s Balance, высота – 4,5 м, ширина – 3,5 м). Во время религиозных фестивалей здесь устраивалась церемония, называемая «тулабхадра». В ходе нее собирали столько золота и драгоценных камней, сколько требовалось, чтобы уравновесить весы, на которых взвешивали самого царя. Золото и драгоценности затем дарили брахманам и храмам.